Задыхающийся ребёнок, пожалуй, самое страшное зрелище для родителей. Частицы плотной пищи, инородные предметы, игрушки, мелкие детали могут застрять в гортани, трахее или бронхах малыша, тем самым приводя к удушью. В такой ситуации каждый может растеряться, теряя драгоценное время, которое нужно потратить на оказание помощи. Если у ребёнка кашель, хрипы и резко затруднено дыхание, важно не паниковать, а оказать помощь, затем немедленно доставив его к врачу.
Почему малыш может задыхаться?
Природное любопытство толкает малыша на активное изучение окружающего мира и предметов. Основной способ исследования мира — это руки и рот. Все, что для малыша интересно или увлекательно, попадает на зуб независимо от его размера, а резкий звук или отвлечение внимания приводит к вдоху и попаданию мелких предметов в дыхательные пути.
Малыш в силу возраста имеет ограниченный контроль над выбросом воздуха и очищением дыхательных путей, что затрудняет удаление инородных частиц одним резким выдохом. Когда малыш не может освободить дыхательные пути от инородных предметов, они перекрывают гортань или трахею, может развиваться удушье — ребёнок начинает задыхаться.
Что делать, если ребёнок задыхается?
Первое, что нужно сделать, если на глазах родителей ребёнок начинает задыхаться — это вызвать скорую. До приезда медиков нужно правильно и быстро оказать первую помощь. При удушье у детей она состоит их нескольких этапов. Методы могут различаться в зависимости от возраста ребёнка.
Если это дети до года, важно оказывать первую помощь в соответствии с инструкциями, но иметь в виду, что ребёнок маленький и не должен пострадать в процессе.
Пошаговое оказание помощи до года: рвота, кашель
Шаг 1. Проверить, что вызывает нарушения дыхания. Малыш может подавиться чем угодно, включая слюну, слизь, небольшие куски пищи или инородные предметы. Дети младше шести месяцев чаще всего поперхиваются и могут задыхаться из-за попадания в дыхательные пути грудного молока или молочных смесей. Если родители подозревают, что дыхание нарушено из-за жидкостей, можно открыть рот нажать на корень языка. За счет рвотного рефлекса очистятся и дыхательные пути.
Если ребёнок ест твердые вещества, запрещено пытаться вынуть частицы пищи пальцем — это протолкнет их глубже. Хорошо, если у ребёнка начался кашель, нельзя его подавлять. Кашель — это естественный способ избавления респираторного тракта от препятствий.
Важно обратить внимание, если ребёнок тяжело дышит, кашель судорожный или возникают высокие звуки во время дыхания. Это указывает на то, что удушающий предмет проник ниже глотки. В этом случае можно прибегнуть к следующему шагу.
Шаг 2. Нанесение ударов по спине. Нужно сесть на стул, положив ребёнка лицом вниз на свое бедро, зафиксировать вес крохи на левой руке и поддержать ею голову. Используя ладонь правой руки, нужно нанести энергичные постукивания по верхней части спины крохи, между лопатками. Постукивание должно быть твердым, но не слишком сильным, чтобы не причинить травму. Подобный прием помогает удалить инородный предмет, нормализуя дыхание. Нужно нанести примерно пять подобных ударов, между каждым оценивая дыхание.
Шаг 3. Сдавления груди. Если удары по спине не помогают, можно попробовать толчки в грудь, продолжайте сидеть в том же положении. Нужно перевернуть ребёнка лицом вверх. Положение ребёнка должно быть таким же, как и в технике ударов по спине, с головкой ниже уровня бедер. Используя указательный и средний палец, нужно найти ямку внизу груди ребёнка, затем нужно произвести пять энергичных сжатий.
Шаг 4. Сердечно-легочная реанимация при неэффективности всех мероприятий. Если у ребёнка нет признаков улучшения, и он теряет сознание, нужно немедленно его реанимировать. Нужно положить малыша на спину на ровную поверхность, например на стол или пол, поставив голову прямо и выпрямив ноги. Нужно проводить вдувания воздуха в его легкие, Дыхание должно быть достаточно мощным, чтобы грудь ребёнка поднималась, а затем воздух выходил. Предмет, застрявший в дыхательных путях, может пройти глубже, но возобновление дыхания ребёнка является более важным. Предмет может быть удален в стационаре или после нормализации дыхания или приступов кашля. Прибывшие на помощь медики продолжат оказание помощи ребёнку, если инородный предмет не вышел.
Что нужно помнить родителям при оказании первой помощи?
Есть несколько вещей, которые родители должны знать об оказании помощи при нарушениях дыхания у малышей:
- Нет необходимости выполнять похлопывания по спине и сжатие грудной клетки, если дыхание затруднено из-за приступа астмы, отека горла или травмы головы. Если наступает удушье, родители должны проводить искусственное дыхание.
- Если ребёнок сильно кашляет, нужно дать ему некоторое время прокашляться, прежде чем похлопывать по спине или сжимать грудь. Кашель является естественным рефлексом тела, нередко он помогает инородному предмету выйти.
- Дети, задыхающиеся из-за аспирации жидкостей, должны откашливаться. Частицы пищи и смеси, рвотные массы нужно удалить изо рта пальцами, нагнув ребёнка лицом вниз. Это не даст ребёнку повторно их вдохнуть.
- Родители не должны стесняться звать на помощь любых окружающих людей.
Вышеуказанные процедуры являются методами первой помощи для восстановления дыхания и устранения асфиксии. Но его недостаточно, важно обязательно показать ребёнка врачу, чтобы он оценил его состояние и риск осложнений, в том числе аспирационного бронхита и пневмонии. Кроме того, части инородного тела могли остаться в бронхах, и их нужно извлечь в стационаре.
Как предотвратить нарушения дыхания?
Профилактика лучше лечения или оказания первой помощи, особенно в случае удушья и серьезных расстройств дыхания. Важно, чтобы родители давали ребёнку плотную пищу только под присмотром: ягоды, виноград, небольшие конфеты, сухарики и орехи могут стать причиной удушья.
Важно правильно обрабатывать пищу детей. Продукты прикорма должны быть мягкими и небольших размеров. Мясо должно иметь кусочки меньшего размера, чем размер ногтя ребёнка. Те, которые легко проглотить без риска удушья. Нельзя допускать того, чтобы ребёнок брал в рот мелкие предметы и игрушки. Он может задохнуться от полиэтиленовых пакетов, спущенных воздушных шаров, пуговиц и даже монет. Эти предметы следует хранить в недоступном для детей месте.
Нельзя торопить ребёнка во время еды, будь то жидкость или твердое вещество. Если ребёнка кормят из бутылочки, нужно отрегулировать размер отверстия в соске.
Меры предосторожности и подготовка родителей
Грамотный подход к созданию безопасного пространства для ребенка начинается дома. Убедитесь, что все потенциальные опасности устранены. Оградите зоны, где малыш может случайно получить травму, удалите мелкие предметы, которыми можно задохнуться, и установите защитные барьеры на лестницах и окнах. Помните, что многие опасные ситуации можно предотвратить с помощью простых профилактических мер.
Эффективная отработка навыков первой помощи – это еще один важный элемент. Родители должны знать, какие действия предпринять в случае экстренной ситуации. Посещая курсы и тренинги по оказанию первой помощи, вы сможете приобрести необходимые знания и уверенность в своих действиях. Осведомленность и подготовка могут сыграть решающую роль, если с вашим ребенком что-то случится.
Рассмотрим основные меры предосторожности в таблице:
Мера предосторожности | Описание |
---|---|
Создание безопасного пространства | Удаление мелких предметов, блокировка опасных зон и установка защитных барьеров. |
Обучение первой помощи | Посещение курсов и тренингов, приобретение навыков оказания экстренной помощи. |
Наблюдение за ребенком | Постоянное внимание к действиям малыша, особенно в новых или общественных местах. |
Использование специальных устройств | Применение детских мониторов, блокираторов для шкафов и безопасных игрушек. |
Не менее важно понимание того, как неграмотное поведение может привести к опасности. В повседневной жизни старайтесь избегать ситуаций, которые могут создать риск для вашего малыша. Не оставляйте ребенка одного в машине или в воде, даже на короткий промежуток времени. Будьте бдительны на кухне и в ванной комнате, где малыши могут контактировать с горячими или острыми предметами.
Для того чтобы ребенок был в безопасности, нужно не только придерживаться всех мер предосторожности, но и воспитывать у него чувство самосохранения. Разъясняйте малышу, что можно делать, а что опасно, и почему. С возрастом ребенок начнет лучше понимать последствия своих действий и будет более осторожным.
Помните, безопасность вашего ребенка во многом зависит от вашей готовности и внимания. Следуя приведенным рекомендациям, вы сможете создать для него комфортное и безопасное окружение, в котором ему ничто не будет угрожать.